23 Декабря 2016

Дизайнер Людмила Татаринова о том, как лофт изменил мир

Недавно в Минске состоялся творческий вечер Людмилы Татариновой - дизайнера интерьеров, лауреата республиканских конкурсов и одной из учредителей частной проектной организации "Четвертый квартал". Выступление было посвящено архитектурному стилю лофт, который стихийно возник в Нью-Йорке середины XX века и с тех пор обрел грандиозную популярность по всему миру.

История

В середине 40-х промышленный район Сохо, что находится в центре Нью-Йорка, опустел за несколько лет: бурное развитие технологий потребовало от промышленников вынести заводы за черту города. И на Манхэттене, рядом с улицей Уолл-Стрит, внезапно возникли огромные кварталы заброшенных промышленных зданий. Снаружи эти здания были ярко декорированы, но внутри они представляли собой многоэтажные промышленные цеха с большими окнами и грузовыми лифтами.

Опустевшие фабричные здания вызвали интерес среди богемной публики: огромные помещения, высокие потолки в сочетании с низкими арендными ставками сделали Сохо излюбленным местом проживания художников.

Вмещая в себя выставки, перформансы и всю прогрессивную культурную жизнь, Нью-Йоркский лофт стал полужильем-полугалереей. Бурная социальная жизнь перетекла в некогда заброшенные фабричные кварталы. И это стало неотъемлемой функцией района Сохо. Да, туда добирались на такси, и желательно с телохранителем, поскольку там «…и в морду можно получить и без кошелька остаться…», но это был единственный способ присутствия в авангардном, модном мире.

Со временем район Сохо набирал популярность. Одним из первых жильцов нью-йоркского фабричного цеха стал Энди Уорхол. Авангардный экспрессионизм и поп-арт, рожденный в самых недрах промышленного Нью-Йорка, стер стереотип о ценности вещей.

Эти лофты, слабо адаптированные под жилье, слабо отапливаемые, внезапно обрели популярность. Самые смелые представители среднего класса захотели жить рядом с художниками, быть похожими на художников. Эпоха «лофт» – это редкий момент истории, когда художники из полулюдей превратились в полубогов.

Влияние Лофта

Пример современного лофта

Лофт перевернул наши взгляды на жилое пространство и приравнял к дурному вкусу обилие дорогих вещей. Речь не о смене модных тенденций, но о колоссальном культурологическом сломе, в результате которого состоятельность поменяла свои атрибуты.

Прежде было важно количество мебели, мы трясли хрусталем, у нас было 8 наборов посуд на любой случай. И тут выясняется, что все это – хлам. Что пустое пространство важнее страстно меблированных комнат. Достаток, в традиционном понимании, будто бы перестал иметь значение. Именно лофт стал прародителем колоссальной минималистической культуры, которая сегодня вошла в норму и стала органична современному мировоззрению.

Лофт в настоящее время

Попав в Лондон середины XX века, лофт был адаптирован под интересы среднего класса. Лофт и сегодня ориентирован на богатое сословие, ведь речь идет о большом помещении с высокими потолками и огромными окнами, которое нужно не только приобрести, но и отопить. Вот почему при всей кажущейся демократичности лофт является местом жительства небедных людей.

Общество всегда будет поделено на социальные слои. Просто раньше мы платили за золото и хрусталь, а теперь мы платим за квадратные метры. Если раньше достаток демонстрировался через невероятное количество декора, золота, зеркал, отражающих все это величие, то сейчас величие в пустоте. Сегодня именно кубатура является признаком достатка. Вот он — парадокс времени, в котором мы живем.

Со временем мода на воздух перевернула и потребительские представления об идеальном жилье в Беларуси. После 2010-го в Минске появляются новостройки, где планировки и метражи действительно позволяют сделать лофт. Это дома повышенной классности, пентхаусы. Многие объединяют несколько квартир в одно жилое помещение, чтобы сделать лофт.

Появление в Минске квартир больших метражей в первую очередь стало реакцией застройщиков на запрос потребителей. Сегодняшний заказчик готов снять ковры со стен и избавиться от венецианских кресел:

Обеспеченные белорусы уже к этому пришли: они много путешествуют, видят, как живут люди, и не могут остаться в стороне от общекультурных тенденций. Лофт — это смена философий, теперь открытое пространство демонстрирует волю к возможным изменениям, желание участвовать в движении мира, через пространство, через демократию, если хотите. Ты обладаешь пространством, как ресурсом.

7 простых правил лофта от Людмилы Татариновой

  1. Лофт — это пространство более 180 метров с высотой потолков от 3,5 метров, слабо зонированное, перемежающееся несущими колоннами и арками. Маленькое помещение для лофта категорически не подходит.
  2. Сделать лофт плохо почти невозможно, т. к. это большое пространство, наполненное минимальным количеством предметов. Его уравновесят любые, даже диссонирующие между собой экспозиции. Вот такое авангардное искусство!
  3. Обязательно что-нибудь «кривое», нарушающее равновесие, бросающее вызов.
  4. Минимальное количество декора. Большие активные скульптуры или предметы живописи. «Живопись важнее ламбрикенов».
  5. Свободного пространства должно быть на две трети больше инсталлируемой мебели. Это выставочная среда, а мебель — объект выставки.
  6. В лофте нет пропаганды уюта, там есть регистрация свободы. Не привязывайтесь к вещам. Можете ими пользоваться, но будьте готовы с ними расстаться. Это театр, в котором по большому счету можно сменить все декорации.
  7. Поскольку лофт был еще и галереей, то он практически немыслим без предметов искусства, и лучше немаленького формата. Если это картина, то лучше поставить ее на пол, а не повесить на стену. По сути, вы живете в выставочной галерее. Жить публично — основная идея лофта. Поэтому все, что находится у вас в квартире, становится арт-объектом.

Автор: Анна Копричева Оригинал статьи: http://realt.by/news/article/16100


Раньше на богатство указывало золото, а теперь - квадратные метры.

Людмила Татаринова